Сергей Орешкин (oreshkin) wrote,
Сергей Орешкин
oreshkin

Categories:

Еще о Сенной.часть2.

В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия в упо­треб­ле­ние вошло на­име­но­ва­ние этой церк­ви как «Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы». Это на­зва­ние в про­смот­рен­ных и изу­чен­ных до­ку­мен­тах и ис­точ­ни­ках не встре­ча­ет­ся, за ис­клю­че­ни­ем плана Санкт-Пе­тер­бур­га Шу­бер­та 1828 года. Два­жды оно об­на­ру­же­но в ли­те­ра­ту­ре: в эн­цик­ло­пе­ди­че­ском сло­ва­ре Ф. А. Брок­гау­за и И. А. Ефро­на и на плане Пе­тер­бур­га, опуб­ли­ко­ван­ном в одном из спра­воч­ни­ков «Весь Пе­тер­бург». Умест­но на­пом­нить, что по плану «сто­лич­на­го го­ро­да» за 1753 год пред­по­ла­га­лось стро­и­тель­ство церк­ви у Сен­ной пло­ща­ди во имя Сре­те­ния Гос­под­ня. Ка­мен­ная ее пре­ем­ни­ца долж­на была при­нять и ее имя. И. Я. Об­раз­цов рас­ска­зал, что церк­ви даже была по­жерт­во­ва­на се­реб­ря­ная да­ро­хра­ни­тель­ни­ца с над­пи­сью «в цер­ковь Сре­те­ния Гос­под­ня». Но так как глав­ный пре­стол был освя­щен во имя Успе­ния, то стро­и­тель церк­ви С. Я. Яко­влев «устро­ил свой ков­чег, тоже се­реб­ря­ный, густо через огонь вы­зо­ло­чен­ный». На его зад­ней стен­ке было на­пи­са­но: «сия да­ро­хра­ни­тель­ни­ца церк­ви Успе­ния Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы, что у Спаса на Сен­ной, сде­ла­на тща­ни­ем кол­леж­ска­го асес­со­ра Саввы Яко­вле­ва сен­тяб­ря 20-го дня 1770 г. весу 1 п., 21 ф. и 6 зо­ло­ти.». Из этой над­пи­си можно сде­лать сле­ду­ю­щий вывод: в 1770 году, воз­мож­но, еще дей­ство­ва­ла вре­мен­ная де­ре­вян­ная цер­ковь во имя Спаса, а также и то, что «зда­тель» церк­ви по-сво­е­му ис­тол­ко­вал ее на­име­но­ва­ние. Офи­ци­аль­ное же имя церк­ви было Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Име­нем «Спас» цер­ковь на­де­ли­ла на­род­ная па­мять и од­но­вре­мен­ное су­ще­ство­ва­ние двух церк­вей рядом (об этом го­во­рит и над­пись на яко­влев­ском ков­че­ге) – по пер­вой де­ре­вян­ной церк­ви, по­став­лен­ной сен­нов­ски­ми куп­ца­ми и освя­щен­ной 18 июля 1753 года во имя Все­ми­ло­сти­во­го Спаса Про­ис­хож­де­ния Чест­ных древ и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Хри­сто­ва, или в про­сто­ре­чии Спас, что празд­ну­ет­ся Пра­во­слав­ной цер­ко­вью 1 ав­гу­ста, в день па­мя­ти му­че­ни­ка Мак­ка­вея. По­это­му ино­гда можно было услы­шать на­зва­ние «Спас Мак­ка­вей».

Пе­тер­бург­ские га­зе­ты по этому по­во­ду пи­са­ли в 1864 году: «Цер­ковь на пло­ща­ди зо­вет­ся в на­ро­де Спас-на-Сен­ной, между тем пре­столь­ный празд­ник там – Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы. Пре­жде, лет 100 назад, была де­ре­вян­ная цер­ковь во имя Спаса Неру­ко­твор­но­го». Народ при­вык к этому имени и на­зы­ва­ет ее так до сих пор.

Встре­ча­ют­ся на­зва­ния: Успен­ская цер­ковь, Успе­ния, Спас-на-Сен­ной, Спа­со­сен­нов­ская, Спа­со-Сен­нов­ская или про­сто Сен­нов­ская.

В 1952 г. пло­щадь «по прось­бам тру­дя­щих­ся» была пе­ре­име­но­ва­на в пло­щадь Мира, но го­ро­жане упор­но про­дол­жа­ли на­зы­вать ее «Сен­ная». И толь­ко без­на­деж­ный про­вин­ци­ал вы­да­вал себя, го­во­ря о Сен­ной – «пло­щадь Мира». Ис­то­ри­че­ское имя вер­ну­лось к ней в 1996 году.

Об­ра­тим вни­ма­ние на то, что даже на­сто­я­тель церк­ви про­то­и­е­рей И. Я. Об­раз­цов в тек­сте дал на­зва­ние «Спа­со­сен­нов­ская», а на об­лож­ку вы­не­се­но на­име­но­ва­ние «Спа­со-Сен­нов­ская». Оче­вид­но, труд­но при­дер­жи­вать­ся ка­ко­го-ли­бо од­но­го на­пи­са­ния, по­это­му в на­сто­я­щей книге будут ис­поль­зо­ва­ны прак­ти­че­ски все встре­ча­ю­щи­е­ся имена церк­ви. В ци­та­тах – в со­от­вет­ствии с ав­тор­ским тек­стом.

В по­след­ние годы XX века Мос­ков­ский пат­ри­ар­хат при­нял по­ста­нов­ле­ние о при­ве­де­нии на­име­но­ва­ний церк­вей к еди­но­об­раз­ной ка­но­ни­че­ской форме. В со­от­вет­ствии с этим по­ста­нов­ле­ни­ем цер­ковь на Сен­ной стала име­но­вать­ся «Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Спас на Сен­ной)».

Освя­ще­ние храма, как уже ска­за­но, про­изо­шло 18 июля 1753 года.

Через два дня, 20 июля 1753 года, рядом с толь­ко что по­став­лен­ной де­ре­вян­ной цер­ко­вью на Сен­ной пло­ща­ди был за­ло­жен новый ка­мен­ный храм, ал­та­рем точно на во­сток и под углом в 45 гра­ду­сов к Са­до­вой улице.

М. И. Пы­ля­ев счи­та­ет, что поз­во­ле­ние на по­строй­ку по­сле­до­ва­ло, «когда в этой мест­но­сти по­явил­ся бо­га­тей­ший до­мо­вла­де­лец, кол­леж­ский асес­сор Савва Яко­влев», в те вре­ме­на еще Со­ба­кин, ко­то­рый мог быть га­ран­том стро­и­тель­ства церк­ви и ее со­дер­жа­ния. Он и про­из­вел за­клад­ку новой церк­ви, а служ­бы пока осу­ществ­ля­лись во вре­мен­ной де­ре­вян­ной церк­ви.

Храм освя­ти­ли во имя Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. Он был пя­ти­пре­столь­ный, вы­со­та до кре­ста глав­но­го ку­по­ла 23 са­же­ни 2 ар­ши­на, вы­со­та ко­ло­коль­ни до кре­ста 24 са­же­ни 12 верш­ков. «Внут­рен­нее рас­по­ло­же­ние от­ли­ча­лось строй­ным со­от­но­ше­ни­ем всех ча­стей, удо­бов­ме­сти­мо­стью (до 5000 че­ло­век)». Пер­во­на­чаль­но цер­ковь имела три пре­сто­ла. Она по об­раз­цу рус­ских пра­во­слав­ных хра­мов де­ли­лась на теп­лую (часть по­ме­ще­ния от за­пад­но­го входа, так на­зы­ва­е­мая «тра­пе­за») с двумя при­де­ла­ми: Трех­свя­ти­тель­ским и во имя пре­по­доб­но­го Саввы, где слу­жи­ли толь­ко зимой, и хо­лод­ную, «на­сто­я­щую», для слу­же­ния летом, с глав­ным пре­сто­лом во имя Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. Ко­ло­коль­ня от вто­ро­го яруса была вы­стро­е­на в де­ре­ве. Бы­ту­ет мне­ние, что Яко­влев сэко­но­мил на кир­пи­че и имен­но по­это­му по­лу­чил ме­даль «За ску­пость». Од­на­ко, как писал И. Я. Об­раз­цов, при об­сле­до­ва­нии ко­ло­коль­ни перед ре­кон­струк­ци­ей церк­ви для пред­по­ла­га­е­мой за­ме­ны де­ре­вян­ных яру­сов ка­мен­ны­ми вы­яс­ни­лось – тол­щи­на стен ниж­не­го чет­ве­ри­ка ко­ло­коль­ни не да­ва­ла «ос­но­ва­ния со­мне­вать­ся, чтобы ка­мен­ной клад­ки она не вы­дер­жа­ла», и «стро­и­тель церк­ви, вед­ший ра­бо­ту с 1753 г. мед­лен­но, вдруг по­спе­шил до­кон­чить, по край­ней мере, на­руж­ную по­строй­ку ея ко дню ко­ро­но­ва­ния им­пе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны II». Следы спеш­ки при стро­и­тель­стве об­на­ру­жи­лись и в дру­гих ча­стях зда­ния при ар­хи­тек­тур­но-ар­хео­ло­ги­че­ском об­сле­до­ва­нии церк­ви перед ее сно­сом в 1961 году.Вско­ре после за­хва­та вла­сти боль­ше­ви­ка­ми был при­нят де­крет об от­де­ле­нии церк­ви от го­су­дар­ства, ив 1919 году из хра­мов изъ­яли мет­ри­че­ские книги. В 1922 году издан еще один де­крет – об изъ­я­тии цер­ков­ных цен­но­стей в по­мощь го­ло­да­ю­щим. По стране про­ка­ти­лась волна про­те­стов. С 18 по 22 марта этого же года в Пет­ро­гра­де были аре­сто­ва­ны два­дцать че­ты­ре че­ло­ве­ка как «лица, пре­пят­ству­ю­щие пред­ва­ри­тель­ной ра­бо­те по ор­га­ни­за­ци­он­ной под­го­тов­ке к изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей». Среди них ока­за­лись два свя­щен­ни­ка, осталь­ные – тор­гов­цы с Сен­ной пло­ща­ди. Мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский Ве­ни­а­мин в про­по­ве­ди 10 ап­ре­ля 1922 года при­звал ве­ру­ю­щих «успо­ко­ить­ся и пе­ре­дать себя в волю Божив». Из Успен­ской церк­ви на Сен­ной было рек­ви­зи­ро­ва­но 44 пуда и 2,5 фунта се­реб­ра.

Прак­ти­че­ски вся ико­но­гра­фия Сен­ной пло­ща­ди пред­став­ля­ет жел­то-бе­лую гамму фа­са­дов, на­чи­ная от самых ран­них изоб­ра­же­ний Б. Па­тер­се­на. И. Я. Об­раз­цов в своем опи­са­нии от­ме­чал, что ее фа­са­ды кра­си­лись в один цвет с Гаупт­вах­той, на брюл­лов­ской кар­тине ясно видна свет­ло-жел­тая охра с бе­лы­ми де­та­ля­ми на фа­са­дах обоих зда­ний. При этом кров­ля Гаупт­вах­ты была ко­рич­не­во­го цвета. Кров­ля цер­ков­ных при­де­лов на изоб­ра­же­ни­ях ино­гда также имеет цвет, близ­кий к ко­рич­не­во­му. Ку­по­ла окра­ше­ны в зе­ле­ный цвет.

Од­на­ко один из ис­точ­ни­ков со­об­ща­ет, что цер­ковь была окра­ше­на в тем­но-зе­ле­ный цвет, но не уточ­ня­ет время по­яв­ле­ния та­ко­го ко­ле­ра. Это могло слу­чить­ся в конце XIX – на­ча­ле XX веков, когда ка­ра­уль­ный дом уже не ис­поль­зо­вал­ся по сво­е­му пря­мо­му на­зна­че­нию и в нем раз­ме­ща­лась са­ни­тар­ная стан­ция. Для этого вре­ме­ни ха­рак­тер­но ра­ди­каль­ное из­ме­не­ние ко­ло­ри­та таких зна­ко­вых зда­ний, как, на­при­мер, Зим­ний дво­рец и Го­сти­ный двор.Ав­тор­ство пор­ти­ка Сен­нов­ской церк­ви вы­зы­ва­ет мно­же­ство спо­ров. Ю. М. Де­ни­сов, срав­нив пор­ти­ки Спаса на Сен­ной и Тро­иц­ко­го со­бо­ра Алек­сан­дро-Нев­ской лавры, от­ме­тил по­пар­ное сбли­же­ние их ко­лонн и пред­по­ло­жил, что пор­тик за­пад­но­го входа церк­ви мог быть вы­стро­ен ар­хи­тек­то­ром И. Е. Ста­ро­вым.Кроме того, Ста­ров стро­ил для князя Г. А. По­тем­ки­на, под на­ча­лом ко­то­ро­го слу­жил сын С. Я. Яко­вле­ва, быв­ший в то время по­пе­чи­те­лем Успен­ской церк­ви. Сдвиж­ка ко­лонн пор­ти­ков неод­но­крат­но ис­поль­зо­ва­лась ар­хи­тек­то­ра­ми XVIII века. Она встре­ча­ет­ся в пор­ти­ках Нев­ских ворот Пет­ро­пав­лов­ской кре­по­сти и Бот­но­го до­ми­ка. Дру­гие ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют ав­то­ром пор­ти­ка церк­ви Успе­ния Л. Руска, оче­вид­но, это свя­за­но с про­ек­ти­ро­ва­ни­ем ар­хи­тек­то­ром зда­ния Гаупт­вах­ты. Учи­ты­вая то, что пор­тик церк­ви по­явил­ся много рань­ше Гаупт­вах­ты, а также то, что автор его по ка­кой-то при­чине не вос­поль­зо­вал­ся пред­ло­же­ни­ем Ал. В. Ква­со­ва по уре­гу­ли­ро­ва­нию «крас­ной линии» пло­ща­ди или даже не был с ним зна­ком, риск­нем пред­по­ло­жить, что выбор но­во­го места для стро­и­тель­ства ка­ра­уль­ни был осу­ществ­лен дру­гим ар­хи­тек­то­ром.Цер­ковь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри была одной из самых бо­га­тых в Пе­тер­бур­ге – к 1913 году она «имела 123 580 руб. ос­нов­но­го ка­пи­та­ла и 10 1795 руб. цер­ков­но­го, со­дер­жа­ла од­но­класс­ную цер­ков­но-при­ход­скую школу с при­ютом и ко­нюш­ней, бо­га­дель­ню при Спа­со-Сен­нов­ском Бла­го­тво­ри­тель­ном об­ще­стве. Ею было вы­да­но 1564 руб. 55 коп. при­ход­ским боль­ным.

Tags: Архитектура Петербурга
Subscribe

  • Российские архитекторы в Милане «выгнули» свою «живую линию»

    Сергей Чобан, Сергей Кузнецов и Агния Стерлигова создали инсталляцию-мираж для выставки арт-инсталляций журнала INTERNI на территории Triennale di…

  • Всё сказано.

    Завершилась выставка ОАМ в мраморном зале Музея Этнографии. Что смогли сказать архитекторы и архитектурные критики о выставке: Олег…

  • Пристрастия Ле Корбюзье.

    В западной прессе снова поднимается волна дискуссий о политических пристрастиях самого известного французского архитектора 20-го века Ле Корбюзье.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments