?

Log in

No account? Create an account
Архитектурная графика

oreshkin

Сергей Орешкин, архитектор. Все самое заметное в АРХИТЕКТУРЕ и около.

Качество архитектуры держится на хрупких плечах таланта.


http://www.radidomapro.ru
Архитектурная критика
oreshkin
Наталья Бархатова

Проектирование неравенства: куда пропадают женщины-архитекторы

1

В архитектурном пантеоне современности женское имя - большая редкость. Ключевые конкурсы почти не знают победительниц, только победителей. Ведущие бюро в основном возглавляют мужчины. Несмотря на наследие советской эмансипации, равноправие пока остается иллюзией для российской архитектуры. Портал Ради Дома PRO попробовал разобраться, почему так происходит и можно ли переломить ситуацию.
Read more...Collapse )


В конце февраля журнал Architectural Review опубликовал результаты ежегодного опроса, респондентами которого выступили более тысячи женщин-архитекторов со всего мира. Каждая пятая из них призналась, что не стала бы советовать профессию архитектора другим женщинам. Основная причина - зарплатное неравенство: по мнению 40% опрошенных, они получали бы больше, если бы были мужчинами. При этом чем выше должность, тем сильнее разрыв в зарплатах. Например, если речь идет о позиции старшего архитектора, то женщины получают в среднем на 18% меньше мужчин. На уровне главы архитектурной студии или партнера бюро разница может достигать 31%. Причем по сравнению с 2014 годом разрыв только увеличивается.

То же самое, если верить Росстату, происходит и в России. По итогам 2012 года средняя зарплата женщин, занятых в архитектуре и смежных отраслях, составляла 79% от мужской. Впрочем, сами представительницы архитектурного сообщества отмечают, что у нас всё еще не так плохо. «Это связано с тем, что женщины в России работают с 20-х годов прошлого века. Советская эмансипация сделала великое дело. Вся инфраструктура детских садов, нянь, школ направлена на то, чтобы женщина спокойно могла работать. С предубеждениями я столкнулась, как ни странно, работая с немецкими и американскими заказчиками. В российской практике этого не было, ей-богу, ни разу», - рассказывает соосновательница архитектурной мастерской Buromoscow Ольга Алексакова.
Одни из первых высших женских архитектурных курсов в Петербурге, 1906.

Тем не менее, несмотря на то, что в Советском Союзе степень вовлеченности женщин в трудовую деятельность и образование была исключительно высока, профессиональная сегрегация по гендерному признаку полностью не исчезла. Так, из 16 человек, входящих в Архсовет Москвы, женщина всего одна, а в руководстве Союза архитекторов России их нет вовсе.

В самом Союзе, однако, проблемы не видят. Как прокомментировал Ради Дома PRO его вице-президент Виктор Логвинов, «через 20 - 30 лет в архитектуре мужчины будут также редки, как в среднем образовании и нужно будет принимать меры по повышению представительности мужчин в профессии». Он также считает, что архитектура будет более «женственной», менее авангардной, более спокойной и традиционной. «На Западе перепутали равноправие с равенством и полной идентичностью. Это уже противоестественно. Так что пусть мужчина остается мужчиной, а женщина женщиной и в природе, и в архитектуре», - добавил Логвинов.
И всё же архитектура остается одной из сфер с выраженным доминированием специалистов-мужчин: по данным Королевского института британских архитекторов, доля женщин среди студентов, изучающих архитектуру, составляет от 35% до 50%. При этом их не более 10% среди партнеров, руководителей или директоров архитектурных и дизайнерских бюро. По России такая статистика не ведется, но наблюдения позволяют сделать схожие выводы. Куда же пропадают женщины-архитекторы?
Римма Алдонина. Реконструкция ДК ЗИЛа. 1966-1975. Фото: wikipedia.org

В 1971 году американский историк искусства Линда Нохлин в своем эссе «Почему не было великих художниц» говорит о системном характере проблемы «невидимости» женщин. Хоть речь шла об изобразительном искусстве, выводы исследовательницы можно распространить и на архитектуру. Много веков подряд женщины существовали в условиях жестких социальных ограничений, в том числе в образовании, которые подпитывались сексистскими предрассудками: многие философы, сформировавшие систему взглядов современного общества, писали, что женщины вовсе неспособны к умственной деятельности и творчеству.

С таким историческим багажом консервативная инерция до сих преодолевается достаточно медленно, и стереотипы так просто не сдаются: вот, например, студенты МАРХИ обсуждают фразу преподавателя о том, что «история архитектуры не знает женских имен» (и это при том, что, например, два десятка станций московской подземки спроектированы женщиной - Ниной Алешиной).

Станция Менделеевская. Проект Нины Алешиной. Фото: wikipedia.org

История знает, но часто не замечает женщин, утверждает Линда Нохлин. Достаточно вспомнить, что за более чем сто лет золотую медаль Института американских архитекторов получили лишь Джулия Морган (посмертно) и Заха Хадид. Притцкеровская премия есть только у Хадид. Более того, известны случаи, когда почетные награды получали мужчины, а их жены-соавторы оставались в тени. Так, первым архитектором из Китая, получившим Притцкера, в 2012 году стал Ван Шу, а его соавтора и соосновательницу бюро Amateur Architects (и жену) Лу Вэньюй наградой не отметили.

Сами женщины, впрочем, уверены, что конец «мужской» архитектуры уже не за горами. «Архитектура столетиями была профессией белых мужчин. Сейчас, как и во многих других областях, ситуация постепенно меняется. Россия несколько отстает, но, я думаю, догонит, и лет через десять-пятнадцать появятся женщины-звезды, - считает программный директор института «Стрелка» Анастасия Смирнова. - Как показывает мировой опыт, в таком деле очень помогает развитие гражданского демократического общества, которое обеспечивает равные возможности для всех и не обслуживает какое-то одно доминирующее мнение или мировоззрение (например, что «место женщины на кухне»)».

С тем, что роль женщин в современной российской архитектуре растет, согласна и директор Музея Архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина: «Что касается женщин-начальников - в последнее время их стало больше и занимают они очень ответственные посты. Например, заместитель председателя Москомархитектуры Татьяна Гук, или руководитель НииПи Генплана Карима Нигматулина, или Женя Муринец, которая занимает пост начальника управления Архсовета. Да и в архитектурных конкурсах женщины стали выигрывать гораздо чаще - вот Оля Алексакова из BuroMoscow - лидер последних конкурсов и уже по её проекту Триумфальная площадь обрела новое демократичное лицо».
Триумфальная площадь. Проект BuroMoscow. Фото: strelka.com

Мои твиты
Архитектурная графика
oreshkin
  • Пн, 19:43: На Via 57 West в Манхэттене( Нью-Йорк) лучший проект BIG находится в финальной стадии. https://t.co/86HTa9FYX0
Tags:

На Via 57 West в Манхэттене( Нью-Йорк) лучший проект BIG находится в финальной стадии.
Bjarke Ingels
oreshkin
 На Via 57 West в Манхэттене( Нью-Йорк) лучший проект BIG находится в финальной стадии и готовится к приему первых арендаторов. Надеюсь Ингельсу удалось решить проблемы с ветровой нагрузкой и водотводом с этой архитектурной горы. Нью-Йорк получил еще один знаковый туристический объект и BIG оправдал свои надежды на американский успех, переведя головной офис из Дании.
Image courtesy of Bjarke Ingels' instagram account @bjarkeingels

Мои твиты
Архитектурная графика
oreshkin
Tags:

Транспортный хаб Сантьяго Калатравы в Нью-Йорке.
Santiago Calatrava
oreshkin
Половина Транспортного хаба  Всемирного торгового центра в Нью-Йорке  Сантьяго Калатравы за $4 миллиарда  наконец может открыться на следующей неделе. Проект, подвергшийся жесткой критике за двукратное превышение первоначальной стоимости и семилетнее строительство, получил множество нелестных  оценок, таких как,   "символ избытка" и "устаревший проект" .
Santiago Calatrava's WTC Transportation Hub to Open Next Week,via WTC Progress

Santiago Calatrava's WTC Transportation Hub to Open Next Week,via WTC Progress

Мои твиты
Архитектурная графика
oreshkin
Tags:

Заказ Газпрома! Красота!
Архитектурные интернет ресурсы
oreshkin
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Надым» (ООО «Газпром добыча Надым») в разделе " Архитектурная деятельность"  объявило тендер на  525 741.83 и 590 000.00 руб. на
"Выполнение работ по изготовлению, художественному оформлению снежных фигур и установке их на прилегающей территории объекта "Здание вахтовых бригад", г. Надым "  c установкой в марте 2016.
За почетную работу уже бьются профессиональные изготовители снеговиков:
"ТЮМЕННИИГИПРОГАЗ(Выручка: 3,7 млрд), "ГАЗПРОМАВТОМАТИКА(Выручка: 727,9 млн) ,
"ГАЗПРОМ ПРОМГАЗ"(Выручка: 3,6 млрд)



А может быть, проблема не в архитекторах, а в зрителях?
Архитектурная критика
oreshkin
http://kanoner.com/2015/12/29/148531/
Дмитрий Данильчук, искусствовед

А может быть, проблема не в архитекторах, а в зрителях?

В нашем городе давно закрепилось негативное отношение к творчеству современных петербургских архитекторов. Чаще всего об их работах отзываются как о бездарных, безвкусных «монстрах», способных лишь портить город, как об уродстве, которое необходимо немедленно снести. При этом обыкновенно такие суждения совершенно категоричны, а некоторые критики, не сдерживая праведный гнев, доходят до пожеланий увидеть авторов жестоко наказанными за их «преступления»…

Отчасти это понятно: действительно, хороших мастерских мало, да и нужно ли сейчас талантливым людям заниматься архитектурой? Ведь мало и заказчиков, готовых тратить средства на красоту зданий, из-за чего зачастую от первоначального замысла в готовом продукте остается очень мало. А большинство новых строений создается в принципе без цели получить что-то эстетичное.

Read more...Collapse )

Харбин. Опера. MAD.
Архитектурная графика
oreshkin
По проекту китайской студии MAD Architects’ построено здание оперы в Харбине , Северный Китай. На мой взгляд с бионикой в таком исполнении что-то не так, отдельные ракурсы просто неадекватны.

Read more...Collapse )


Наконец японцы одолели непобедимую британку Хадид.
Zaha Hadid
oreshkin



В начале 2014 притцкеровские лауреаты Тойо Ито и Фумихико Маки начали интернет-сбор подписей за петицию в защиту  Токийского Олимпийского стадиона против проекта стадиона Захи Хадид, тоже кстати прицкеровского лауреата.
Screenshot from Zaha Hadid Architects' New National Stadium video appeal to give their redesigned proposal a second chance (August 2015).
Хотя казалось, что компромисс был найден в  октябре прошлого года , когда министр просвещения Японии   Хэкубун Шимомура объявил о планах уменьшить стоимость и масштаб  проекта Zaha Hadid.
Собрав тогда тогда более 13,000 подписей и сотни сторонников из архитектурной среды Ито и Маки  убеждали  Совет по Спортивным состязаниям Японии, выбравший проект  Хадид вместо проекта  модернизации существующего стадиона Мэйдзи Джинго Гэина Тэдэо Андо,  заменить проект Хадид на другой.


Read more...Collapse )